NU Step to PhD: Алия Асубаева, выпускница докторской программы «Государственная политика»

Наш следующий гость рубрики NU Step to PHD – Алия Асубаева, выпускница Высшей Школы государственной политики НУ.

Ее диссертация посвящена исследованию вопроса как водная безопасность воспринимается в Центральной Азии и как управление водохозяйственными бассейнами может способствовать достижению водной безопасности в Казахстане.  

В рамках докторской программы Алия прошла исследовательские стажировки в Oulu University (Финляндия) и IHE Delft Institute for Water Education(Нидерланды). Алия является активным членом в Научном совете, являющимся исполнительным и директивным органом по научно-исследовательской деятельности в НУ. Она также поддерживает студенческие инициативы, такие как Research Peer Advising, и модерирует платформу Water Café для дискуссий о воде в Центральной Азии.

 

Алия, поздравяляем вас с защитой диссертации. Расскажите о своем докторском исследовании?

Спасибо! Моя докторская диссертация способствует пониманию того, как воспринимается водная безопасность в Центральной Азии, какие приоритеты водной безопасности предлагаются учеными и практиками для каждой страны Центральной Азии, и может ли управление речными бассейнами укрепить водную безопасность в Казахстане. 

Наш исследовательский проект включал сбор и анализ качественных и количественных данных и состоял из четырех этапов.  Библиометрический анализ и контент-анализ научной литературы с последующим опросом Delphi среди региональных и международных экспертов были направлены на изучение приоритетов водной безопасности в каждой стране Центральной Азии. Я также провела мультиномиальную логистическую регрессию, чтобы выявить поведенческие модели при определении приоритетов водной безопасности, и интервью с заинтересованными сторонами для анализа управления речными бассейнами в Казахстане.

 

С чем связан выбор темы исследования о водной безопасности и управления водохозяйственными бассейнами?

Трансграничные водные ресурсы имеют жизненно важное значение для обеспечения продовольственной, энергетической и экологической безопасности в данном регионе. Водная безопасность широко обсуждается как один из рисков безопасности из-за глобального потепления, роста населения, интенсивной индустриализации и быстрой урбанизации. 


Укрепление водной безопасности путем улучшения управления речными бассейнами в Казахстане было предложено в научной литературе и практиками по результатам опроса Дельфи. Казахстан является пионером в Центральной Азии по внедрению бассейнового подхода к управлению водными ресурсами. Как вы, возможно, знаете, территория страны разделена на 8 бассейнов по гидрологическим характеристикам, где 7 из них являются трансграничными. Поэтому изучение того, что работает и какие существуют проблемы, имеет решающее значение. 



Насколько чувствительная эта тема для Центральной Азии и в чем прикладное значение Вашей работы?

Водная безопасность всегда была крайне важна для стран Центральной Азии, разделяющих один из сложных трансграничных речных бассейнов, из-за неравномерного распределения поверхностных водных ресурсов и взаимосвязанной водной инфраструктуры. Более того, вопрос распределения водных ресурсов становится актуальной политической проблемой между странами региона, расположенными выше и ниже по течению. Несмотря на множество метрик и индексов, разработанных для измерения водной безопасности, пока нет единого мнения о том, как следует измерять водную безопасность или как лучше это делать. 

С исследовательской точки зрения, своей диссертацией я попыталась заполнить пробел в концептуализации и операционализации концепции водной безопасности в контексте Центральной Азии. 

С точки зрения политики были определены приоритеты водной безопасности для каждой страны Центральной Азии, которые могут помочь достичь общего понимания водной безопасности в регионе с учетом национальных потребностей и трансграничной сложности систем речных бассейнов и предотвратить водные конфликты в регионе из-за растущих и конкурирующих потребностей в воде. 


Что бы Вы могли рассказать о процессе обучения в НУ?

Программа Ph.D. в области государственной политики является интенсивной, конкурентной и ориентированной на исследования. Однако на 1-м и 2-м курсах у нас также есть курсы, за которыми следуют квалификационные экзамены. У докторантов в НУ есть возможность работать в качестве научных ассистентов и ассистентов преподавателей. Например, на 1 и 2 курсах программы Ph.D. я работала в качестве научного ассистента в организации Sustainable Development Solutions Network в NU, а на 3 и 4 курсах я работала ассистентом преподавателя на курсе критического мышления для студентов старших курсов. 

В рамках докторской программы в 2021 году я прошла исследовательскую стажировку в Университете Оулу (Финляндия) и Делфтском институте водного образования IHE (Нидерланды). Программа включала: обсуждение, применение и критическое осмысление многочисленных подходов к водному руководству, управлению речными бассейнами и трансграничному водному сотрудничеству. Это также был отличный шанс поработать с ведущими учеными в этой области со схожими исследовательскими интересами. 

При поддержке своего научного руководителя я опубликовала несколько научных статей в международных и региональных научных журналах, участвовала и представляла научные достижения на глобальных и региональных научных конференциях и семинарах.


Студенты НУ придерживаются активной социальной жизни, удавалось ли совмещать исследования и другие сферы жизни? 

Да, действительно, социальная жизнь в NU интересна и увлекательна. Например, у нас более 100 студенческих клубов, студенческое правительство и множество развлекательных мероприятий, организованных студентами. Я была одним из наставников в студенческой инициативе под названием Research Peer Advising, где мы делились своим исследовательским опытом и знаниями со студентами, заинтересованными в участии в исследовательских проектах. Я также являюсь представителем студентов в Совете по исследованиям, исполнительном и директивном органе по исследовательской деятельности в NU. 

Как я уже упоминала, докторанты НУ могут выполнять обязанности ассистента преподавателя. В моем случае я проводила практические семинары по курсу критического мышления для более чем 150 студентов в 2020-2022 годах. В 2021 году я была удостоена чести получить награду за выдающиеся достижения в преподавании в NU. 

 

Как вы успевали все это совмещать? В чем ваш секрет? 

Планирование, дисциплина и упорный труд. 

Учитывая высокую загруженность студентов, университет создает все условия для поддержания здоровья и благополучия студентов. Например, мы можем пользоваться услугами Атлетического центра, Центра здоровья и оздоровления и Университетского медицинского центра на территории кампуса. 



Какие дальнейшие Ваши планы?

Я планирую продолжить исследования в области водной политики, управления водными ресурсами и устойчивого развития.  После окончания университета я буду заниматься консалтингом в одном из ведущих банков развития.

 

Что пожелаете выпускникам-2022? 

В НУ сложилась уникальная среда амбициозных, умных и талантливых студентов. Я искренне поздравляю выпускников с таким невероятным достижением. Я знаю, как непросто учиться в NU. Я желаю им всем быть ловкими, стойкими, адаптируемыми и любознательными.

 

Источник: nu.edu.kz