Galym-Galam: Дина Шарипова,Ассистент профессор NU GSPP

Наш следующий гость рубрики ‘Galym-Galam’ — Дина Шарипова, ассистент-профессор в Высшей школы государственной политики НУ. До прихода в Назарбаев Университет в 2018 году, доктор Шарипова работала в Университете КИМЭП и занимала должность директора по исследованиям Колледжа социальных наук. C 2017 по 2019 год была членом Совета Европейского общества исследований Центральной Азии. В числе ее последних работ книга «Формирование государственности в Казахстане: преемственность и трансформация неформальных институтов», опубликованная издательством Lexington Books в 2018 году. Она также имеет ряд публикаций в научных журналах, таких как ««Исследования конфликтов и терроризма», «Журнал исследований Европы и Азии», «Национализм и этническая политика», «Обзор Центральной Азии», «Журнал национальностей» и другие.

 

Расскажите, пожалуйста, о своем образовании и профессиональном опыте

Я получила степень доктора политических наук в Индианском Университете в Блумингтоне в 2013 году. После учебы вернулась в Университет КИМЭП, где раньше работала в отделе международных отношений и региональных исследований. В течение трех лет была директором по исследованиям в Колледже социальных наук и координировала исследовательскую деятельность. C 2017 по 2019 год была членом Совета Европейского общества исследований Центральной Азии. Пришла в Назарбаев Университет в 2018 году, на данный момент являюсь ассистент-профессором в Высшей школе государственной политики НУ.

 

Расскажите о своем текущем исследовательском проекте 

Мои исследовательские интересы включают вопросы национальной идентичности и национального строительства, вопросы безопасности, социального капитала, гражданского общества и благополучия в Центральной Азии. В настоящее время работаю над несколькими совместными проектами, включая проект по изучению общественного восприятия терроризма и безопасности в Центральной Азии. Проект основан на результатах общенациональных опросов, проведенных в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане в 2018 году. Вместе с коллегой из Школы естественных социальных и гуманитарных наук НУ Даной Базаркуловой мы исследуем факторы, которые влияют на восприятие терактов в перечисленных государствах Центральной Азии.

Другой проект посвящен детерминантам политической стабильности в регионе. Над ним мы работаем совместно с коллегами из NU GSPP д-ром Колином Ноксом и д-ром Симеоном Нановским. Недавно мной было проведено исследование взаимосвязи между социальным капиталом и благополучием в Центральной Азии, где мы попытались оценить, какие факторы влияют на степень удовлетворенности жизнью в Казахстане и других странах Центральной Азии. Этот проект был реализован совместно с исследователями из Университета КИМЭП Алмой Кудебаевой и Алмой Шариповой.

 

Каковы основные результаты вашего исследования?

По итогам нашего проекта по благополучию в Центральной Азии, мы обнаружили, что чем больше люди в Казахстане следуют социальным нормам, тем больше они довольны жизнью. Это означает, что те люди, которые платят налоги, не берут взяток и платят за проезд в общественном транспорте, намного счастливее тех, кто не следует этим нормам. Другими факторами, влияющими на уровень удовлетворенности жизнью, являются лучшее здоровье, более высокий уровень доходов и большая свобода выбора, а также большее количество детей. Интересно, что для респондентов в Кыргызстане более важным оказалось доверие, а в Узбекистане – общественное участие в гражданском обществе. Как показывают данные, несмотря на то, что общества Центральной Азии во многом схожи, степень удовлетворенности жизнью в разных странах отличаются друг от друга. Эти интересные нюансы могут помочь политикам сориентировать усилия и разработать ​​политику, направленную на повышение степени удовлетворенности среди населения.

В другом проекте по политической стабильности мы рассмотрели факторы, способствующие политической (не)стабильности в регионе. Мы обнаружили, что одним из главных предикторов политической стабильности является неопатримониальное правление, основанное на лидере, распределяющем материальные блага через неформальные пути в обмен на лояльность. Мы обнаружили, что в контексте Центральной Азии такой тип правления может привести к стабильности режима. Однако недавние события в Казахстане показали, что существуют некоторые триггеры, способные дестабилизировать ситуацию. Изучение данных триггеров открывает новую область для исследований, нацеленных понять, что является переломным моментом для дестабилизации ситуации в стране. 

Еще одним предиктором политической стабильности является слабое гражданское общество, которое, как известно, присуще Центральной Азии. Мы желаем изучить, как слабое гражданское общество может повлиять на политическую стабильность. Общеустановлено, что чем слабее гражданское общество, тем выше уровень стабильности в Центральной Азии. Очевидно, что соотношение между гражданским обществом и политической стабильностью в демократических режимах отличается о ЦА. 

Мы также протестировали гипотезу о влиянии цензуры в СМИ на политическую стабильность. Наша модель показала, что цензура СМИ в Центральной Азии приводит к более высокому уровню политической стабильности в регионе.

Я не смогу рассказать более детально о результатах нашего исследования факторов, определяющих восприятие терактов в Центральной Азии, поскольку работа над проектом продолжается. Но некоторые предварительные выводы довольно интересны. Мы сможем поделиться ими позже.

 

Почему вы решили присоединиться к НУ?

Я присоединилась к NU GSPP в 2018 году, так как видела уникальные возможности, которые предлагает школа и университет в плане проведения исследований. Во-первых, преподавательская нагрузка здесь распределена так, что у ученых есть возможность сосредоточиться на научной работе, что немаловажно. Мой опыт показывает, что НУ – единственный университет в Казахстане, который может предложить такую возможность преподавателям. В других университетах у преподавателей большая преподавательская нагрузка, что не позволяет профессорам активно заниматься наукой. Во-вторых, есть возможность выиграть исследовательский грант. Конечно, чтобы его получить, нужно много трудиться, но сам факт наличия такой возможности говорит сам за себя. В-третьих, исключительная среда, так как здесь работают выдающиеся ученые и высококвалифицированные специалисты как в самом NU GSPP , так и в других школах. Профессионализм – это то, что предлагает НУ и что меня больше всего привлекает в нем. Наконец, университет предоставляет доступ к международной базе данных ресурсов, научным статьям и книгам, что играет немаловажную роль в вопросах профессионального развития и проведения исследований. В целом НУ предоставляет благоприятную и уникальную среду для ученых. Работая здесь, люди могут расти профессионально.

 

Какие у Вас планы на будущее? 

Я планирую продолжить заниматься исследованиями. Надеюсь, опубликовать результаты совместного с коллегами проекта в издательстве Palgrave Publishers. 

В настоящее время я являюсь членом редколлегии Central Asian Survey, и намерена продолжить работу в этом направлении. Есть много интересных идей и проектов, которые хочется реализовать в будущем. Мы с коллегой планируем применить новые методы, которые раньше не использовались, провести эксперименты с опросами, чтобы узнать больше о восприятии людей. Еще один проект проводится совместно с обществом Oxus, аналитическим центром, расположенным в США. Мы обучаем ученых и активистов из Центральной Азии методам исследования и написанию программных документов. На мой взгляд, важно развивать сеть не только с международными учеными, но и с местными исследователями.

 

Источник: Nazarbayev University