Реформа государственной службы в Казахстане: путь в тридцатку самых развитых стран?
Реформа государственной службы в Казахстане: путь в тридцатку самых развитых стран?
Салтанат Джаненова и Колин Нокс
Высшая школа государственной политики Назарбаев Университета
Казахстан имеет амбициозные планы стать одной из 30 ведущих развитых стран мира к 2050 году. Ключевым элементом этой программы реформ является развитие профессиональной государственной службы. Мы рассматриваем вопрос о том, ведут ли реформы государственной службы, проводимые на сегодняшний день и те, которые предусмотрены в новом плане, на путь заявленной цели на 2050 год. Мы считаем, что, несмотря на значительное политическое одобрение на самом высоком уровне, реформы были сосредоточены на институциональных, структурных и правовых изменениях без необходимого внимания к тому, как они повлияют на качество предоставления государственных услуг. Исследование подчеркивает взаимозависимость между реформами государственной службы и подходом, основанным на результатах, и адаптирует структуру ОЭСР «Лучшая жизнь» для Казахстана в качестве способа установления этой связи.
Так как стратегической целью Казахстана является присоединение к 30 ведущим развитым странам, что ему нужно для этого? Мы учитываем последние показатели из Индекса человеческого развития ПРООН и Мировых показателей управления. Индекс человеческого развития для стран с 26 по 30 перечислены в таблице 1. В настоящее время Казахстан занимает 50 место, но надеется войти в 30-ку стран. Если мы рассмотрим эффективность правительства тех стран, с которыми Казахстан конкурирует, у него есть определенная траектория (набрав 54,33 из возможных 100). Эта мера эффективности правительства охватывает: восприятие качества государственных услуг; качество государственной службы и степень ее независимости от политического давления; качество разработки и реализации политики; и доверие к правительству приверженности такой политике.
Таблица 1: Казахстан и другие развитые страны |
||
Страна |
Рейтинг индекса человеческого развития (2019) |
Эффективность правительства (шкала от 0 до 100 в 2018) |
Чехия |
26 |
78.37 |
Франция |
27 |
91.83 |
Мальта |
28 |
78.85 |
Италия |
29 |
68.27 |
Эстония |
30 |
84.62 |
Казахстан |
50 |
54.33 |
Чтобы повлиять на тип изменений, необходимых для поднятия показателей эффективности Казахстана в рейтинге «эффективность правительства», необходимо обратить внимание на качество государственных услуг, предоставляемых модернизированной государственной службой. Это отсутствующее звено в программе реформ. Таким образом, несмотря на то, что два (из пяти) ключевых столпов Плана нации – это реформа государственной службы и создание системы государственного управления, ориентированной на результаты, они не связаны с разработкой плана и не имеют подробных сведений о том, как это может быть достигнуто. Реформирование государственной службы должно рассматриваться как средство достижения подхода, основанного на результатах, который в будущем предоставит улучшенные государственные услуги для народа Казахстана.
Одним из подходов, которая обладает наибольшим потенциалом, является Инициатива ОЭСР по улучшению жизни, выдвинутая в 2011 году, которая направлена на измерение благосостояния людей в странах ОЭСР. Структура ОЭСР разбивается на два элемента: текущее благосостояние, измеряемое материальными условиями жизни и качеством жизни; и будущее благосостояние, измеряемое экономическим, природным, человеческим и социальным капиталом. ОЭСР выделяет четыре важные особенности модели: она фокусируется на людях, их положении и на том, как они относятся к другим в сообществе; концентрируется на результатах благосостояния в противоположность исходным данным или результатам; она рассматривает распределение результатов для устранения различий (по возрасту, полу, социально-экономическим условиям); и рассматривает как объективные, так и субъективные показатели благосостояния.
Масштаб задачи для Казахстана огромен, если он хочет достичь своей заявленной цели присоединения к 30 ведущим развитым странам к 2050 году, однако прогноз ограничений довольно ясен как из исследовательской литературы, так и из практической реализации реформ на текущий момент. Если в центре внимания реформы государственного сектора находятся институциональные или структурные изменения в государственной службе, независимо от того, на чем сфокусирована «система управления, ориентированная на результаты», изложенная в Плане для нации, эффективность правительства может улучшиться лишь незначительно. Более профессиональная государственная служба сама по себе не приведет к более эффективному и действенному управлению – это скорее средство достижения цели, чем самоцель. Это напрямую связано с выводами ОЭСР (2014: 229) по Казахстану, в которых предлагалось использовать передовой опыт стран ОЭСР, «где наблюдается тенденция к выявлению нескольких основных показателей, ориентированных на результаты в областях, которые считаются стратегическими приоритетами».
Может ли реформа государственной службы в Казахстане стать траекторией пути в 30-ку самых развитых стран? Мы пришли к выводу, что структурные изменения без внедрения подотчетности, основанной на результатах, в качестве модели реформы мало эффективны в достижении целей Плана нации. Соединение программы реформы государственной службы, которая включает в себя реструктуризацию, объективный отбор и наем, этические стандарты, антикоррупционные меры и оценку эффективности, с системой подотчетности, основанной на результатах (детали которой рассматриваются в полной исследовательской работе), с большей вероятностью улучшит благосостояние казахстанцев и, как следствие, положительно повлияет на эффективность правительства и его законное место среди тридцати самых развитых стран.
Колин Нокс (20 января 2020 г.)
Ссылка на статью: https://doi.org/10.1177/0020852317722397