Обзор водной безопасности в Центральной Азии
Обзор водной безопасности в Центральной Азии
Авторы: Стефанос Ксенариос, Ронан Шенхав, Искандар Абдуллаев, Альберто Мастеллари
Трансграничные водные ресурсы, управление водными ресурсами, изменение климата, Центральная Азия
Центральная Азия (ЦА) является одним из немногих регионов в мире, где водная безопасность неразрывно связана с энергетикой, продовольствием и окружающей средой. Огромная сеть рек впадает в реки Амударья и Сырдарья, два главных водоема ЦА, которые пересекают весь регион перед тем, как впасть в Аральское море. В верховьях Таджикистана и Кыргызстана расположены горные хребты Каракорум, Памир и Тянь-Шань, называемые «водонапорными башнями» ЦА, которые вмещают одни из самых больших ледников в мире за пределами полярных регионов. Страны низовья Туркменистана, Узбекистана и Казахстана расположены на больших равнинах, которые в основном были преобразованы в обширные орошаемые земли, а также наделены богатыми запасами углеводородов (угля, нефти и газа).
Водная безопасность в советское время
Все страны ЦА имеют общее прошлое в Советском Союзе, когда водная безопасность рассматривалась как многомерный фактор, зависящий от энергетических, сельскохозяйственных и экологических аспектов. В советское время богатые водой страны верховья обеспечивали водой для орошения страны низовья весной и летом. Взамен, они снабжались углем, нефтью и газом для отопления и электричества в зимние месяцы.
Страны верховья также получили основные культуры и другие сельскохозяйственные и промышленные продукты. В начале 1960-х годов во всем регионе произошла механизация сельского хозяйства, что привело к усилению ирригационных систем. Орошаемое земледелие было решено уделять первоочередное внимание для удовлетворения потребностей хлопководческих культур с высоким уровнем водопотребления путем строительства многочисленных резервуаров, обширных сетей водоснабжения и водоотведения, а также крупных насосных станций. Однако интенсификация сельского хозяйства сопровождалась высокой ценой на ресурсы пресной воды: неустойчивая ирригационная практика опустошила более 90% Аральского моря, что привело к одной из самых серьезных антропогенных экологических катастроф.
Проблемы постсоветского периода
После того, как пять республик ЦА получили независимость в 1991 году, централизованно планируемые системы управления водными и энергетическими ресурсами советской эпохи должны были быть существенно преобразованы в рыночные подходы. Распределение энергии между странами стало источником конфликта из-за различий в цене между гидроэнергией вверх по течению и энергией, производимой топливом вниз по течению. Это привело к ухудшению отношений между странами, что свидетельствует о дисбалансе региональных ресурсов. Переход от советских республик к государственному суверенитету в ЦА повлек за собой переход от региональной к национальной политике в отношении природных ресурсов, что имеет серьезные последствия для водной безопасности. Пять стран изначально были связаны «историей, культурой и географией, а также решениями, принятыми в советский период». Однако смена режима, последовавшая за распадом Советского Союза, привела к необходимости секьюритизации источников воды на национальном уровне, главным образом в результате необходимости секьюритизации национальной экономики новых государств.
Изменение климата влияет на управление водными ресурсами
Обеспокоенность по поводу управления и безопасности водных ресурсов в Центральной Азии усилилась с изменчивостью и изменением климата. Исследования убедительно показывают, что глобальное потепление сильно повлияет на водную безопасность в ЦА. В последние десятилетия ледники региона тают быстрее: 20% ледникового покрова в бассейне Аральского моря было потеряно в период с 1957 по 1980 год; снижение на 10% за последние 50 лет. Однако точные последствия этих событий для водных ресурсов региона подлежат обсуждению.
Преобразование водного сектора в ЦА
Водный сектор в странах ЦА претерпел серьезные преобразования, и крупные реформы все еще продолжаются. Многие исследователи наблюдали эти изменения через призму стандартных международных процессов, таких как передача управления ирригационными системами и управление ирригациями с участием населения. Однако большинство из этих перспектив были недолговечными, так как траектория преобразований водного сектора в ЦА была сосредоточена на усилении роли государства в повседневном управлении водными ресурсами. В настоящее время предпринимаются несколько усилий по преобразованию водного сектора в ЦА с разным уровнем успеха в каждом случае. Показательно, что были предприняты попытки «экспортировать» опыт управления водными ресурсами из других регионов с аналогичными характеристиками ЦА. Хотя некоторые инициативы были хорошо приняты, в других случаях реформы водного сектора в ЦА кажутся в основном эндогенными. Кроме того, концепция взаимосвязи вода-энергия-еда была недавно введена в ЦА в качестве парадигмы для решения основных проблем водной безопасности и управления. Тем не менее, есть опасения, что устаревшая инфраструктура во всех секторах (ирригация, энергетика и переработка продуктов питания) может создать большие проблемы, а не приносить пользу от межсекторального сотрудничества. Управление и управление водными ресурсами в трансграничном контексте являются ключевыми элементами региональной стабильности и безопасности для ЦА. За 25 лет постсоветского периода водные проблемы были трансформированы с технико-экономической точки зрения на социально-политический подход. Институциональные структуры для совместного распределения общих водных ресурсов были созданы еще в 1992 году, в том числе Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия, Межгосударственный совет по бассейну Аральского моря и Международный фонд спасения Аральского моря, однако они не оправдали всех ожиданий.
Прогноз
Нынешнее состояние дел в области водных ресурсов в регионе, по-видимому, больше склоняется к координации пяти национальных стратегий в области водных ресурсов и в меньшей степени – к региональному сотрудничеству в области управления водными ресурсами. Идея водной безопасности, подчеркиваемая всеми странами ЦА с 2015 года, была тем, в котором ищутся эффективные и прагматичные решения. Усилия по продвижению более регионального трансграничного сотрудничества путем создания единой водной политики для ЦА могут быть не столь плодотворными в краткосрочной перспективе. Вместо этого основной акцент на региональном сотрудничестве в ЦА может сместиться на усиление усилий по координации различных водохозяйственных политик пяти стран для достижения общих целей. Водная безопасность в ЦА, несомненно, является многоплановой концепцией, которая по-разному воспринимается каждой страной. Разнообразные приоритеты и цели управления водопользованием на национальном уровне могут подорвать водную безопасность в регионе через чрезмерные требования и односторонние инициативы. Новое правительство в Узбекистане с 2017 года ведет прогрессивный политический диалог со всеми соседями по вопросам управления водными ресурсами, предлагая надежду на компромисс между потребностями в первичной энергии и потребностями в сельском хозяйстве и продовольствии. Были также попытки усилить регионализацию инфраструктуры, торговли и услуг между пятью странами и содействовать согласованному экономическому развитию. Политический и экономический подход, который в настоящее время используется для управления водными ресурсами и обеспечения безопасности в ЦА, в значительной степени зависит от окружающей экономической ситуации в регионе. Общее желание всех пяти стран содействовать экономическому благосостоянию и росту на национальном уровне, скорее всего, также пойдет на пользу будущей водной безопасности и планированию на региональном уровне.