NU Step to PhD: Жанар Ашикбаева, выпускница программы PhD in Public Policy

31-летняя Жанар Ашикбаева, выпускница докторантуры NU GSPP. В своей диссертации она исследует проблему самоотбора и эффективности управления. По ее мнению, уровень нравственности в госсекторе влияет на то, какие люди приходят туда работать.

Не могли бы немного рассказать о своем образовании и профессиональном опыте?

В 2011 году я получила степень бакалавра Университета Буффало американского штата Нью-Йорк по специальности «Финансы». Параллельно я работала в компании Aquasol Corporation менеджером по международным продажам. Также я окончила в Великобритании магистратуру Кардифф Университета по финансовому анализу. Затем, в течение двух лет проработала старшим экспертом Центра макроэкономических и прикладных математических экономических исследований в Институте экономических исследований (ERI), где занималась страновым анализом и прогнозированием, а также анализом мировой экономики. Тесно работала с ОЭСР (OECD), McKinsey & Company, Азиатским Банком Развития и Всемирным Банком, а также участвовала в организации VI-VII Астанинского экономического форума. 

В 2015 году пришла в Высшую школу бизнеса НУ на позицию Ассистента преподавателя. Я была связующим звеном между студентами, преподавателями, представителями Школы бизнеса Фукуа в Дьюке и менеджерами программ Executive MBA program и Full-time MBA program. Ассистировала профессоров и студентов по таким предметам, как корпоративные финансы, привлечение капитала, анализ финансовой отчетности и другими в рамках программ EMBA и FTMBA. Когда Высшая школа государственной политики НУ впервые в 2017 году запустила программу PhD, я, недолго думая, подала документы и в этом году успешно окончила Университет со степенью доктора философии в области государственной политики.

Расскажите о своем докторском исследовании?

Моя диссертация была посвящена самоотбору и эффективному управлению. Исходя из того, что уровень коррупции в стране – это прежде всего проекция нравственных установок чиновников, я исследовала, как самоотбор на рынке труда влияет на выбор людьми госслужбы или частного сектора. В ходе эксперимента я выяснила насколько студенты склонны к обману и сопоставила эти результаты с их желанием работать в госструктурах и других секторах. Выявить уровень честности студентов мне помогли игральные кости. Сидя перед компьютером, участники загадывали цифру, которая должна выпасть. После того, как машина «бросала» кубик, мы сопоставляли полученное очко с загаданным числом участников.  Эксперимент проводился в условиях материальной заинтересованности в подтасовке результатов в свою пользу: если цифры совпадали, то игрок получал вознаграждение, а при несовпадении – ничего. 

Для выявления неэгоистических предпочтений я использовала экспериментальную игру Диктатор, часто используемую в поведенческой экономике. В эксперименте участвуют два игрока, одному из них, «диктатору», выдается некоторая сумма денег, которую он на своё усмотрение делит между собой и вторым участником, «жертвой». Последний обладает пассивной ролью и принимает ту сумму, которую ему выделил «диктатор».

В чем прикладное значение Вашей работы?

Сложившийся уровень нравственности в госсекторе определяет его будущее, влияя на то, какие люди – честные или склонные к авантюризму – выбирают работу на общество. Уровень коррупции в Казахстане довольно высокий. В Индексе восприятия коррупции на 2022 год страна занимает 102-е место из 180. Участники эксперимента, продемонстрировавшие нечестное поведение, в качестве возможного места работы после окончания обучения чаще выбирали госслужбу. По моему мнению, одна из причин, по которой антикоррупционная политика Казахстана терпит неудачу, заключается не в том, что ее стратегии неправильно разработаны и реализуются, а в том, что они не учитывают проблему самоотбора. 

Каким образом самоотбор может улучшить реализацию антикоррупционных стратегий?

Политики должны учитывать самоотбор при разработке стратегий борьбы с коррупцией. Если государственный сектор будет нанимать лиц, склонных к коррупции, то коррупционный самоотбор может подорвать институты, составляющие краеугольный камень верховенства закона, и скомпрометировать органы, ответственные за борьбу с коррупцией в обществе.

Привлечение добросовестных кандидатов и отсеивание кандидатов с неблагоприятными характеристиками возможно только при более прозрачном процессе, расширяющем сферу личных и экономических свобод, ограничении государственной власти и бюрократии, свободе слова, открытом запросе и верховенстве закона.

Что бы Вы могли рассказать о процессе работы над вашей диссертацией?

Процесс работы над моей диссертацией был непростой, так как я использовала эксперимент в своем исследовании. Участники подобных экономических экспериментов сталкиваются с необходимостью принятия решений на условиях зарабатывания денег, то есть им платят столько, сколько они выигрывают. В моей ситуации финансирование являлось источником беспокойства. Иногда оно может быть ненадежным или же лимитированным. Поэтому я рекомендую студентам, по крайней мере, отложить немного денег на случай чрезвычайной ситуации и не бояться обращаться за советом к своим супервайзерам.

Расскажите о Ваших дальнейших планах? 

На данный момент вместе с научным руководителем я работаю над своими публикациями и планирую пост-докторантуру за рубежом. Хочу продолжить свое исследование в данном направлении.

Что бы вы пожелали будущим докторантам? 

Получение докторской степени — невероятно сложная задача. Быть студентом PhD – это значит иметь работу, которая никогда не заканчивается. В конце дня вы не пойдете домой, зная, что ваша работа сделана. Это несколько лет напряженной работы, которая требует очень много времени, мужества, настойчивости, знаний, самоотверженности, дисциплины и многого другого. Я хочу пожелать будущим студентам огромного желания учиться и добиваться цели, и самое главное удачи в поиске своего научного руководителя, который будет вас поддерживать и правильно направлять в течении всей вашей работы над диссертацией.

Источник: nu.edu.kz