Интервью с деканом ВШГП о развитии Сингапура

3335581. Почему историю развития Сингапура часто называют чудом?

Сингапур считается экономическим чудом. Когда Сингапур взял управление в свои руки в 1959 году, уровень безработицы на тот момент был высоким (более 10%), коррупция процветала, а большинство населения проживало в трущобах. Хотя некоторые из ключевых институтов были созданы, стране не хватало природных ресурсов. Экономика предпринимательства не смогла создать достаточное количество рабочих мест для новых участников рынка труда.

У правительства было смелое видение того, как превратить страну третьего мира в процветающую страну, объединив людей и сделав их участниками успеха Сингапура. Это начало истории Сингапура. Основное внимание было уделено созданию страны, которой могли бы гордиться жители Сингапура. Правительство сфокусировалось на предоставлении людям хорошего образования, жилья и созданию среды, свободной от коррупции.

Правительство Сингапура сфокусировалось на развитии системы образования, чтобы обеспечить страну хорошо подготовленным квалифицированным персоналом для удовлетворения потребностей современной и индустриальной экономики. На 2018 г. по сравнению с 1960 годом ВВП Сингапура в реальном выражении увеличился в 56 раз, реальный ВВП на душу населения – в 17 раз (население в 3,4 раза). Уровень безработицы составляет 2,1%, и 80% постоянного населения (4 миллиона) имеют качественное государственное жилье, 90% из которых имеют свои дома. В Сингапуре в настоящее время самый низкий уровень младенческой смертности, и недавно он стал страной с самым высоким показателем ожидаемой продолжительности жизни в мире – 84,8 года.Так что, это экономическое чудо – превращение нации третьего мира в нацию первого мира. Сингапур оценивается очень высоко по многим социальным и экономическим аспектам.

2. В чем особенность экономики современного Сингапура?

Развитие современного Сингапура обеспечивается двумя основными секторами – производством, на которое приходится 21% ВВП и в котором занято 13% от общей численности рабочей силы и сектором услуг, на который приходится 66% ВВП и в котором занято 74% рабочей силы.

У Сингапура нет природных ресурсов, но есть человеческие ресурсы. Страна опирается на большой контингент иностранной рабочей силы – 1,39 млн человек, что составляет 37,3% от общей численности рабочей силы в экономике.

3. Какие-то особенности развития уже перенимает Казахстан и в чем наши экономики могут быть похожи?

По размерам Сингапур и Казахстан очень отличаются друг от друга. Сингапур имеет очень маленькую площадь в 722 кв. километра, Казахстан  имеет 2 724 900 кв. километров. Казахстан в 3 тысячи раз больше, чем Сингапур. Казахстан более чем в 3 раза превосходит Сингапур по численности населения (Сингапур – 5,8 млн., Казахстан – 18,5 млн.). Сингапур очень густонаселен, в отличии от Казахстана (6 человек на квадратный километр).

С точки зрения политики, принятой правительством Сингапура, есть некоторые сходства. Сходство заключается, прежде всего, в развитии человеческого капитала. Казахстан уделяет большое внимание развитию человеческого капитала. В частности, образование для самых способных учеников. Я имею в виду программу «Болашак», по которой прошли обучение около 13 000 талантливых учеников за рубежом и в Казахстане.

Во-вторых, конечно, сходство присутствует в долгосрочном планировании. Первый президент в нескольких своих выступлениях предоставил долгосрочные перспективы развития Казахстана. В 2012 году была разработана стратегия «Казахстан 2050», в рамках которой Казахстан планирует войти в число 30 ведущих стран мира. Так же как и в случае с Сингапуром, когда мы стали независимыми, правительство приняло долгосрочную стратегию по превращению страны в страну первого мира. Таким образом, сходство заключается в смелом видении развития страны, акценте на человеческий капитал и, конечно же, наличии стратегии развития для достижения целей, которые вы определили.

Теперь поговорим о различиях. Различия между странами в основном заключаются в реализации. Например, в том, как вы управляете, ведущими талантами – выпускниками программы «Болашак». Я думаю, что здесь есть разница между Сингапуром и Казахстаном. Когда выпускники возвращаются из-за рубежа, в Сингапуре проводится целенаправленная политика по управлению этими талантами внутри страны, чтобы более полно использовать их потенциал для развития страны. В случае с Сингапуром стратегии и планы развития были эффективно реализованы с учётом постоянно меняющихся условий. В случае Казахстана, у вас есть две стратегии, но, вероятно, не хватает эффективной реализации этих стратегий.

Во-вторых, различие между двумя странами заключается в том, что, Сингапур приступая к реализации стратегии развития, подчеркивает важность отсутствия коррумпированной среды, поэтому в Сингапуре нет понятия коррупции в обществе. В Казахстане все еще существует понятие коррупции. Сегодня существует общее мнение внутри страны, что Казахстану необходимо избавиться от коррупции.   

В-третьих, это удовлетворение базовых потребностей. Правительство Сингапура предоставило доступное качественное жилье 80% населения. В Казахстане всё еще присутствует дефицит жилья. Я думаю, что это одна из областей, на которой сфокусировано внимание нынешнего правительства.

4. Почему у Сингапура получилось, и есть ли шансы, что получится у Казахстана?

Сингапур добился успеха благодаря акценту на основных ценностях, которые включают честность, порядочность и нетерпимость к коррупции. Если эти ценности будут твердо закреплены в Казахстане, станет легче реализовать видение будущего, которое правительство планирует для страны. Другая область, которую я упомянул, – это обеспечение качественного и доступного жилья. Это та область, которой, мне приятно знать, что Казахстан в настоящее время уделяет большое внимание. Важно обеспечить доступное жилье, потому что оно дает людям чувство причастности, делает их участниками будущего страны. Поэтому они захотят остаться и внести свой вклад в развитие страны.

Еще одна сфера, на которой Казахстан начал и может продолжать концентрироваться, это обеспечение качественного образования и здравоохранения. Если сравнить расходы на здравоохранение и образование между Казахстаном и Сингапуром, в настоящее время Сингапур тратит в два раза больше на образование, чем Казахстан, хотя в Казахстане проживает больше людей. Сингапур тратит на здравоохранение почти в 3 раза больше, чем Казахстан. Эта область требует внимания, так как, предоставляя качественное образование с начального уровня до высшего, а также качественные услуги по здравоохранению, вы сделаете важные инвестиции, которые принесут пользу для будущего развития Казахстана.

Помимо обеспечения среды свободной от коррупции, которое требует политической воли, изменения законов, быстрого и эффективного внедрения изменений и независимой судебной системы, также существует необходимость в коммуникациях с населением. Правительство должно сделать акцент на привлечении населения, коммуникации с населением о принятой политике, чтобы люди могли понимать действия правительства с точки зрения принятой политики.

Наконец, важно обучить государственных служащих разработке эффективной и правильной государственной политики. Здесь Высшая школа государственной политики может помочь. Миссия нашей школы заключается в продвижении эффективного управления, посредством предоставления качественного образования в области государственной политики и государственного управления. Это касается не только Высшей школы государственной политики Назарбаев Университета. Данный опыт и практики могут применяться в других университетах по всей стране, где государственные служащие смогут пройти обучение разработке эффективной государственной политики.