GSPP Assistant Professor Dina Sharipova gave comments for Central Asia Monitor (Russian language)

Какой национализм возьмет верх в Казахстане – этнический или гражданский?

В последнее время часто говорят о росте националистических настроений в Казахстане, и с этим, наверное, трудно не согласиться. Но национализм бывает разный – в частности, гражданский и этнический. Какой из них доминирует сегодня в нашей стране? А какой более приемлем с точки зрения укрепления государственности и успешного развития страны? Возможен ли вообще у нас конструктивный национализм, и при каких условиях? Слово нашим экспертам.

Дина Шарипова, ассистент-профессор Высшей школы государственной политики «Назарбаев Университета»: «Каких-то радикальных перемен в целом не предвидится»

– Для начала необходимо дать определение, что такое национализм. Здесь нет единого подхода – он может рассматриваться как идеология, политическое движение или чувства, которые человек испытывает (и выражает) к своей нации. В своих исследованиях я и мои коллеги изучаем как раз таки отношение людей к национализму и к национальной идентичности. И вот к каким выводам мы пришли.   

Действительно, существует разделение на гражданский и этнический национализм. Данной дихотомии придерживаются, например, такие известные ученые, занимающиеся вопросами  идентичности, как Роджер Брубейкер и Энтони Смит. Когда мы говорим о гражданском национализме, то подразумеваем чувство привязанности к своей нации, понимаемой как общность людей, имеющих гражданство данной страны. Этнический же национализм проявляется в чувстве привязанности (и солидарности) к какой-либо этнической группе, а не гражданской идентичности. 

Но такое разделение является довольно условным и даже подвергается критике отдельными учеными за неясность терминов  – «гражданский» и «этнический», а также за упрощенное видение реальности, поскольку обе разновидности могут проявляться одновременно в одном социуме. И Казахстан яркий тому пример – здесь мы наблюдаем присутствие как гражданского, так и этнического национализма (будь то казахский, русский или узбекский). Во многом это результат советской политики нациестроительства с фокусом на этничность и одновременно курса нынешнего государства на создание казахстанской гражданской нации. По сути, сегодня мы имеем нео-советскую модель нациестроительства. 

Казахский национализм связывают с процессом казахизации, который проявляется в  возрождении роли и статуса казахского языка, репатриации этнических казахов и поддерживаемых государством нарративах идентичности. Однако демографическая ситуация в стране не позволяет строить единую нацию исключительно на основе этнической модели. Фокусироваться только на этно-национализме сегодня нерационально и непрактично. И наше правительство это хорошо понимает. Как полагает Уильям Фирман, известный исследователь Центральной Азии (и я с ним согласна), в силу географических и демографических факторов та модель нациестроительства, которая выбрана в Казахстане и Кыргызстане, является более инклюзивной, чем в других  странах региона. 

Поскольку гражданский и этнический национализм в Казахстане сосуществуют параллельно, трудно сказать, какой из них доминирует или берет верх. К тому же это часто определяется социальными и лингвистическими контекстами. Скажем, в казахскоязычных СМИ может доминировать казахский национализм, тогда как на государственном уровне и в госСМИ может преобладать гражданский. 

Но если говорить об общественных настроениях в целом, то, как показывают результаты  нашего исследования, большинство населения поддерживает гражданский национализм. Более того, число тех, кто горд быть гражданином Казахстана, постоянно растет. Если в 2006-м об этом заявляла половина опрошенных, то в 2011-м –  62%, а в  2016-м  – 78%. При этом 91% респондентов отметили, что испытывают сильное чувство принадлежности к своей стране. Иначе говоря, население проявляет в большей степени гражданский национализм и идентифицирует себя как граждане Казахстана.

Этнический национализм, конечно, тоже присутствует. Например, за переименование городов и улиц, за перевод госслужбы полностью на казахский язык выступают больше казахи, чем представители других этнических групп. В то же время налицо тенденция, когда необходимость знания государственного языка принимается подавляющей частью населения. Так, в рамках нашего исследования об этом заявили 78% опрошенных. Многие респонденты даже высказали мнение, что быть казахстанцем – это значит, среди прочего, владеть казахским языком. Получается, что его возрождение не является проявлением казахского национализма, а воспринимается как составная часть нациестроительства в Казахстане. 

На мой взгляд, в ближайшей перспективе возобладает нео-советская модель нациестроительства с элементами как гражданской, так и этнической идентичности. Каких-то радикальных перемен в целом не предвидится. Однако в силу объективных факторов (например, изменения демографической ситуации) процесс казахизации,  возможно, будет усиливаться. Чтобы полностью перейти к модели гражданской идентичности, необходимо полностью избавиться от этнической идентификации. Но готово ли к этому наше население? Скорее всего, нет. 

Любой национализм – это проявление других, более глубинных процессов, которые происходят в стране и обществе. Как правило, конфликты на этнической почве чаще возникают там, где растет неравенство, бедность, отсутствуют социальные лифты и верховенство закона. Чтобы этнический национализм стал конструктивным, необходимо, прежде всего, избавляться от дискриминации по гендерному, социальному, возрастному или этническому признакам. Другим важным шагом является развитие социального капитала. Должно быть больше доверия, взаимодействия, общения и культурных связей между различными этническими группами, больше интеграции и включения этносов в общественную жизнь страны. Конечно, здесь необходима взвешенная и сбалансированная политика государства в области межэтнических отношений. С другой стороны, сами наши граждане тоже должны учиться быть толерантными друг к другу.

Полная статья доступна по ссылке: https://camonitor.kz/35899-kakoy-nacionalizm-vozmet-verh-v-kazahstane-etnicheskiy-ili-grazhdanskiy.html